Психологический проект Тертон Проект Тертон
трансперсональная психология, холотропное дыхание, тренинги
sep
Мы открываем сокровища сознания
{LOGIN_FORM}
middleshadow scroll-top
Д. Беляев «Трансперсональный подход в хатха-йоге»
Д. Беляев «Трансперсональный подход в хатха-йоге»

Трансперсональный подход в хатха-йоге



«Йога есть обуздание неконтролируемой суеты ума...
тогда зрящий (свидетель, атман) пребывает в своей истинной природе»

Йога-сутры Патанджали

 

Традиционно йога - это духовная и мистическая дисциплина, направленная на очищение и воссоединение с божественным (просветление).

Существует много направлений и школ йоги. Из них можно выделить шесть основных:

 

  • 1. Карма-йога - йога действия, которая на внешнем уровне проявляется бескорыстными деяниями в социуме и непривязанностью к плодам своего труда.
  • 2. Бхакти-йога - йога экстатической любви к божественному началу и его эманациям. Её последователи обучаются трансформировать свои эмоции на более высокий (духовный, экстатический, трансовый) уровень. На внешнем уровне проявляется как поклонение какому либо божеству и Гуру.
  • 3. Джняна (Гияна)-йога - йога познания и постижения священных текстов. На внешнем уровне выглядит как медитация над наставлениями гуру, в процессе которой происходит не просто интеллектуальное заучивание или понимание постулатов учения, а духовное прозрение или инсайт.
  • 4. Раджа-йога - йога самореализации посредством работы с умом и тонкими энергиями. На внешнем уровне проявляется как практика сидячих медитаций с использованием различных визуализаций. Синонимом раджа йоги часто считают и Кундалини-йогу (практику пробуждения мистической энергии Кундалини посредством визуализации и кумбхак - задержек дыхания), и Крия-йогу - йогу очищения через чистки как физического тела, так и ума с помощью мантр и медитаций.
  • 5. Мантра-йога - йога мистического звука. На внешнем уровне практикуют пение различных мантр, в том числе и биджа-мантр (первозвуков).
  • 6. Хатха-йога - йога работы с физическим телом и дыханием как проявлением внутренней энергии, а также умом, который силой своего намерения помогает практике двигаться вперед.

 

Объединение всех перечисленных йог называют Пурна-йогой или Полной, Совершенной йогой, которая использует все методы.

 

Раджа йога считается королевой всех йог, но часто её считают и высшей ступенью хатха-йоги, где последняя является средством и методом, используя которые практик приходит к полному контролю и осознаванию не только над своим физическим телом и внутренними энергиями, но и над ментальными процессами.

 

«Не бывает раджа-йоги  без хатха-йоги, как не бывает хатха-йоги без раджа-йоги. Асана есть первое, на чем вся хатха-йога стоит. Худощавое и легкое мускулистое тело, спокойствие, гладкая и плотная золотистая кожа, ясные глаза, отсутствие болезней, контроль над бинду и устойчивый пищеварительный огонь - вот признаки того, что потоки чисты и успех в хатха-йоге достигнут».

Хатха-йога прадипика

 

«Неизменно разрушается потоком времени тело человека, подобно тому, как распадается необожженный кувшин в потоке воды. Йога - вот огонь, которым тело закаляется, делаясь неподвластным времени. Обожги же тело свое в этом огне, так  совершив очищение».

Гхеранда-Самхита 

И так мы видим, что в сущности для грамотной и корректной практики можно применять какой либо один метод или несколько сразу. Здесь уже многое зависит от индивидуальных особенностей практикующего.

 

«Садхаки бывают четырех типов: слабые, умеренные, горячие и очень горячие... Горячие имеют право на хатха-йогу»

Шива-самхита 

Причины по которым  люди обычно приходят на какой либо тренинг, семинар или группу йоги делятся на три категории:

- «у меня есть проблема и я хочу её решить»

- «мне просто интересно»

- «это мой ПУТЬ»

Последних бывает меньше всего.

Вторые часто нигде подолгу не задерживаются - это так называемые «тусовщики», гонящиеся за яркими впечатлениями и желающие приобщиться к чему-то «эзотерическому», поэтому, исчерпав запас новых переживаний, они плавно переходят в другую среду.

Первых же как правило большинство.

Многие хотят просто поправить или укрепить свое здоровье, чаще всего физическое. Кто-то  хочет обрести душевное спокойствие и равновесие. Бывают и такие, которые решив свои личные и социальные проблемы переходят на более высокий уровень практики, желая обрести нечто большее чем просто здоровье и социальное благополучие.

Но какую бы цель они не преследовали, хатха-йога обладает полным арсеналом методик для достижения любой из них.

 

Часто можно встретить таких практиков, которые во главу угла ставят достижение различных способностей и сверхспособностей (сидх). Подобное желание возникает если в основе мотивации лежит «комплекс неполноценности». Развивая способности, которые превосходят возможности обычного человека, возникает ощущение превосходства над другими и чувство компенсации своих «недостатков».

Следуя таким путем, можно очень легко уйти в сторону от основной цели, которую ставит перед собой йога - это постижение своей изначальной природы и достижение состояния полной внутренней свободы.

С одной стороны обретенные сидхи указывают на эффективность и правильность личной практики, но с другой стороны могут быть и серьезным препятствием на пути личностного и духовного развития. Сами по себе сидхи не являются целью, а лишь приятными побочными эффектами. При их возникновении йогин может начать испытывать привязанность к ним (боязнь утратить), чувство превосходства над другими (гордыня) и самодовольство, что является серьёзным препятствием, сильно тормозящим продвижение к истинной цели. Поэтому очень важна правильная мотивация при практике йоги. В буддизме Ваджраяны существуют такие понятия как Прибежище и Бодхичитта, смысл которых можно кратко сформулировать так: «Я иду к просветлению ради блага всех живых существ».

Помня об этом принципе идущий по Пути старается сохранять осознанность как в практике, так и в повседневной жизни, не отвлекаясь на приятные «побочные эффекты».

 

Теперь же давайте обратим внимание на один из основных критериев правильной практики - это изменение качества жизни («в лучшую сторону»). Обычно сторонние наблюдатели или те из них, которые желают приобщиться к практике йоги, хотят видеть перед собой «идеальных» людей (йогинов), свободных от мирских проблем, полностью благополучных как в материально-бытовом, так и социальном планах, не испытывающих «негативных» эмоций, всегда «позитивных», добрых и мягких, и т.д. и т.п. Как правило, таких людей очень сложно найти, а если и находят, то на поверку часто выясняется, что они не практикуют йогу или что-либо похожее.  Закономерно возникает вопрос: «А зачем же тогда нужна эта самая йога, если она не облегчает жизнь, а порой даже усложняет, требуя времени и сил для практики, и не делает человека счастливым?» И с точки зрения обычного социального существа - все верно. Люди привыкли к двойственному восприятию мира, где есть «хорошее» и «плохое», где иметь достойную зарплату, крепкую семью и признание в обществе - это хорошо, а не иметь всего этого плохо. Все правильно. Но правильно именно на  относительном уровне, правильно для обычных людей, привыкших мыслить  в рамках общественного восприятия.

Но Вселенной на самом деле всё равно есть ли у вас какое-либо благополучие или нет. Для индивида ОСОЗНАННО практикующего йогу всё, что происходит с ним на его пути к реализации: всевозможные травмы, эмоциональные срывы, распады семей, увольнения с работы, болезни, скандалы и прочие «расколбасы» - ЭТО ВСЁ ОК!

Равно как ОК! когда у него налаживается личная жизнь, появляются деньги и признание в обществе, улучшается здоровье и развиваются различные способности и т.д. и т.п. Потому что ВСЁ ЭТО - ЕГО ДУХОВНЫЙ ОПЫТ, через который он учится. Который заставляет его задуматься над тем, а правильно ли он всё делает? И если вы пришли в йогу только за здоровьем, но ещё больше подорвали его, то для вас это плохо, поэтому или корректируйте практику, или вообще бросайте её и займитесь чем-либо другим. Но если вы решили заняться своим саморазвитием и на пути испытываете какие либо трудности, то важно не то, что с вами происходит, а то как вы на это реагируете, как вы поступаете в дальнейшем, какие уроки извлекаете.

И если пройдя через все эти препятствия вы достигаете конечной цели, то честь вам и хвала, значит практика ваша была верной и вы все делали правильно, а если не  достигаете, то как принято говорить в йоговской среде NEXT LIFEJ

 

Практикуя йогу важно выйти за пределы обыденного человеческого восприятия мира. Необходимо понять, что перед лицом Будды привычные понятия о добре и зле - просто другие. И если вы не боитесь бросить вызов самому себе, своим страхам и слабостям, если как можно меньше стараетесь впадать в индульгирование, то тем больше у вас шансов дойти до конца, а не застрять где-то посреди пути уйдя либо в «тупиковую пустоту», либо в глубокую психоделику.

 

Важность разрушения рамок своего «ЭГО» является ключевым моментом, который позволяет открывать в своем сознании новые резервы восприятия окружающего мира.

А начинать нужно с самого простого - это работа с физическим телом ибо через него легче всего увидеть проявленный результат практики. Необходимо разрушить пределы своего старого восприятия и поверить, что посредством настойчивой и регулярной практики вы сможете выполнит «эту сложную асану». Крутые асаны не самоцель, а средство и индикатор вашей практики. Нас ограничивает только собственный УМ.

 

«Независимо от того, молод человек или стар, дряхл, болен или слаб, он может достигнуть совершенства во всех йогах путем практики...Успеха в йоге достигнет каждый, кто преодолеет свою лень».

Хатха-йога Прадипика

 

Выходя за пределы своего ограниченного восприятия мира, обусловленного двойственностью нашего ЭГО, нашей личностью (персоной) мы попадаем в ту область, которую сейчас принято называть  ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОЙ. Именно она является тем самым мостиком из личной истории в сферу духовности, которую К.Г. Юнг определял как базовую потребность и основную движущую силу человеческой личности.


 

Начало Начало / Библиотека Библиотека /  Д. Беляев «Трансперсональный подход в хатха-йоге»
© 2014 Ассоциация Трансперсональной Психологии и Психотерапии   Размер шрифта: Маленький размер шрифта fsz fsz fsz
scroll




Яндекс цитирования