Психологический проект Тертон Проект Тертон
трансперсональная психология, холотропное дыхание, тренинги
sep
Мы открываем сокровища сознания
{LOGIN_FORM}
middleshadow scroll-top
Д. Беляев «Картография внутреннего пространства в Традиции Йоги»
Д. Беляев «Картография внутреннего пространства в Традиции Йоги»

Картография внутреннего пространства в Традиции Йоги



Йога как некая форма интегративной психотехнологии в первую очередь занята человеческим разумом или психикой. Но в отличии от западной психологии йога рассматривает наш внутренний мир  неотрывно от самого мироздания. Он составлен из тех же основополагающих уровней на которых базируется иерархия внешнего мира. Таким образом картография внутреннего пространства человека, согласно йогической традиции является своеобразным «путеводителем» не только по внутренней, но и по внешней вселенной. В связи с этим хотелось бы привести оригинальное высказывание уроженца Германии Ламы Анагарика Говинды:

«Психологию можно изучать и практиковать двояко: либо как чистую науку, которая совершенно безразлична к пригодности или бесполезности собственных результатов - либо же ради конкретной цели, то есть с расчетом на практическое применение».

Поэтому разработанная в йоге картография внутреннего пространства преследует единственную и главную цель - указать путь, ведущий за пределы миров души и космоса, поскольку истинная природа человеческого существа или Духа, считается исключительно трансцендентной.

«Философия йоги, выполняющая роль онтологии - «науки бытия», наделяет йогина картой,
которая позволяет ему пробираться через различные уровни существования, покуда,
в момент освобождения, он не покинет навсегда орбиту природы».

Георг Фёрштайн

Различные школы предлагали свои карты космической иерархии (как внешней, так и внутренней). Мы же с вами остановимся на наиболее распространенной или вернее сказать наиболее широко известной русскоязычному читателю.

В традиции Йоги принято выделять семь основных уровней или оболочек (Кош) человеческого существа:

  • 1. Анна Майя Коша - органическое тело или оболочка пищи, состоящая из пяти первоэлементов (Воды, Огня, Земли, Воздуха и Эфира или Пространства).
  • 2. Прана Майя Коша - энергетическое тело. Эта оболочка пронизывает собой все уровни человеческого существа.
  • 3. Мано Майя Коша - психическое тело, отвечающее за чувственное восприятие и содержащее в себе различные эмоции и желания.
  • 4. Виджняна Майя Коша - интеллектуальное тело или разум. Ещё его называют оболочкой истинного знания.
  • 5. Ананда Майя Коша - тело радости. Оно состоит из Сатчитананды - Бытия, Сознания, Блаженства.
  • 6. Чита Майя Коша - тело сознания или тело космического разума, пронизывающего собой всю вселенную.
  • 7. Атма Майя Коша - тело самости, представляющее собой неотъемлемую частичку великого Брахмана.

Как видно из описания Кош (оболочек) в традиции Йоги сущность человека рассматривается как неотрывная составляющая Вселенной.

Анализируя психическую индивидуальность человеческого существа, мы можем обнаружить, что в Йоге выделяется  пять «матриц», формирующих психоментальные состояния индивида. Традиционно их принято называть Клешами или препятствиями на пути духовного развития, ментальными блоками или причинами страданий:

  • 1. неведение или невежество (авидъя)
  • 2. чувство индивидуальности (асмита)
  • 3. влечение или страсть (рага)
  • 4. отвращение (двеша)
  • 5. любовь к жизни, «волю жить» (абхинивеша).

Последнюю (абхинивеша) ещё называют страхом смерти.

Корнем же всех Клеш считается Авидья - невежество или неведение.

Не следует думать, что это пять отдельных психических функций: человеческая психика  формирует единство, но виды её деятельности различны. Все Клеши суть аффекты; таким образом, весь человеческий опыт тоже аффективен. Только йога делает возможным «подавление» Клеши и искоренение страдания. Клеши сильно ослабляются путём практики различных медитаций. Таким образом, йогин должен «работать» с этими Клеши, образующими психоментальный поток, и учиться их контролировать, а затем «сжигать» огнем своей практики.

Каждое переживание оставляет след в сознании человека.  Те переживания, которые идут от ЭГО, ещё больше укрепляют его видимость, тогда как опыт глубоких измененных состояний сознания сопряженный с различными духовно-мистическими переживаниями усиливает тягу к духовности. Каждую минуту своей жизни мы что-нибудь ощущаем, чувствуем, желаем, мыслим или делаем, тем самым создавая то, что в Традиции Йоги принято считать носителями этих переживаний. Это так называемые Санскары (отпечатки) или следы прошлых впечатлений. Чем больше похожих впечатлений получит индивид, тем больше появится Санскар, которые начнут формироваться  в Васаны или устоявшиеся совокупности Санскар, побуждающих человека к различным бессознательным действиям. Образно это можно представить как атомы, которые добавляясь друг к другу формируют молекулу, а в данном случае это молекула судьбы.

В этом контексте мне кажется вполне уместным провести аналогию с системами конденсированного опыта (СКО), которые были открыты величайшим психологом и психиатром прошлого столетия Станиславом Гроффом.

Таким образом, можно заметить, что Васаны ответственны за дальнейшую психоментальную деятельность индивида в виде проявленных и уже описанных выше Клеш.  Сочетаясь между собой эти побудители являются подсознательными силами, стоящими за нашей «сознательной» жизнью, и образуют основу нашей судьбы или Кармы. Но их влияние распространяется не  только на нынешнюю, по и на последующую жизнь или инкарнацию.

В теории подсознательных побудителей йога до недавнего времени во многом предвосхищала современное понимание бессознательного. Она выходит далеко за рамки представлений и целей психоанализа, разрабатывая средства, благодаря которым можно искоренить все содержимое бессознательного. Как видно из Йога-сутр Патанджали, покуда полностью не стерты следы подсознательных побудителей посредством постоянной практики, мы будем ввергнуты в круговорот наших эгоистических переживаний, оказываясь отчужденными от нашего Я, которое и есть наша истинная сущность.


 

Начало Начало / Библиотека Библиотека /  Д. Беляев «Картография внутреннего пространства в Традиции Йоги»
© 2014 Ассоциация Трансперсональной Психологии и Психотерапии   Размер шрифта: Маленький размер шрифта fsz fsz fsz
scroll




Яндекс цитирования