Психологический проект Тертон Проект Тертон
трансперсональная психология, холотропное дыхание, тренинги
sep
Мы открываем сокровища сознания
{LOGIN_FORM}
middleshadow scroll-top
Д. Беляев «Йога как интегративная психотехнология»
Д. Беляев «Йога как интегративная психотехнология»

Йога как интегративная психотехнология



В современном мире многие традиционные системы подвергаются пересмотру и корректировке. И йога в этом плане не исключение. Большинство людей имеют своё и исключительно узкое понятие о йоге как традиции и как духовной дисциплине. Многие говоря о йоге отделываются общими фразами типа: «йога - это система самосовершенствования или саморазвития, а может и то и другое вместе взятое», хотя в действительности не имеют глубокого понимания того, что на самом деле стоит за этим понятием.

Кто-то представляет себе йогу как систему гимнастических упражнений, позволяющих сделать тело сильнее, гибче, выносливее и здоровее. Для других это больше система дыхательных и медитативных практик, направленных на уравновешивание сознания и достижение состояния покоя и расслабленности. Ну а для кого-то это способ развить в себе новые способности, применяя которые можно стать более успешными в социуме или с легкостью манипулировать окружающими. Такие практики часто видят в йоге некую магическую дисциплину. И лишь немногие рассматривают йогу как духовную традицию, призванную в первую очередь постичь (понять) глубинную природу своего сознания (души), раскрыть свои внутренние резервы и почувствовать то, что в буддийской традиции принято называть изначальным состоянием.

На самом деле все перечисленные частные цели, которые ставят перед собой люди решившие заняться йогой, присущи ей в полной мере и в действительности являются этапами пути, через которые проходит каждый, кто хоть сколько-то длительно занимается практикой.

В буддийской традиции в человеке принято выделять три составляющих. Это ТЕЛО (наша материальная оболочка), это РЕЧЬ (или дыхание - как внешнее проявление потоков внутренней энергии) и УМ - наше сознание со всеми присущими ему процессами. Но не стоит отождествлять УМ с интеллектом. В буддийской философии интеллект является лишь одной из многих составных частей УМА.

Практикуя йогу мы задействуем все три аспекта нашего существа. Традиционно это называют тристаной (объединение ТЕЛА, РЕЧИ и УМА). На внешнем уровне это может проявляться следующим образом. Вы принимаете какую либо позу (асану) и таким образом задействуете первый аспект своего существа (тело), затем в асане вы начинаете дышать определенным образом, включая тем самым в процесс свою внутреннюю энергетику и после этого вы выполняете дришти или концентрацию внимания. На внешнем уровне дришти может проявляться как фиксация взгляда на какой либо точке своего тела, но по сути цель дришти - это сосредоточение нашего внимания на выполняемом процессе практики асаны - т.е. на положении нашего тела и дыхания в нем. Таким образом мы объединяем все три аспекта нашего существа и тогда асана из простого физического упражнения превращается в объект созерцания. Стараясь сохранить достигнутое нами состояние созерцания, мы все глубже и глубже погружаемся в него, стремясь ощутить себя как единое целое. Со временем подобная практика начинает распространяться на всю нашу жизнь. Постепенно мы начинаем избавляться от свойственного нам двойственного восприятия мира и приходим к состоянию внутренней целостности, гармонии и глубокого покоя. Описанный процесс в современной психологии принято называть интеграцией.

Возможно поэтому в современном мире йогу все чаще стали называть интегративной психотехнологией. И хотя, как уже упоминалось выше, йога это не психотехнология, а духовная и мистическая традиция, будет вполне корректно сказать, что интегративный аспект присущ ей в полной мере.

Давайте попробуем провести сравнительный анализ йоги и современных психотехнологий, таких как холотропная терапия, телесно-ориентированная терапия, процессуально ориентированная терапия и многие другие.

Рассматривая современные интегративные психотехнологии (ИПП) как западные, так и отечественные,  не трудно заметить, что в большинстве случаев они целенаправленно работают только с сознанием человека, а с телом и энергетикой лишь отчасти и опосредованно. В них тело, если и принимает участие, то как носитель определенных «мышечных зажимов», которые являются внешним проявлением различных психотравм или СКО (систем конденсированного опыта). В процессе терапии тело выступает как индикатор изменений произошедших в сознании.

В йоге же тело напротив - это инструмент, используя который, мы влияем на сознание. На первых этапах обучения работе с телом уделяется основное внимание. Кроме того происходит серьезная физическая тренировка тела - оно становится гибче, сильнее и выносливее, чего не происходит в современных ИПП. И этот аспект является принципиально важным. Целенаправленная физическая тренировка является неотъемлемым компонентом практики йоги, ибо если тело не будет соответствующим образом подготовлено, то вы не сможете перейти на следующие ступени практики. Речь идет о пранаяме (дыхательной практике) и медитации. И здесь имеются в виду не простые 20-30 минутные подготовительные упражнения. Я говорю о длительной, многочасовой практике, которую необходимо выполнять сидя в позе Вайрочаны (лотоса) с прямой спиной. К тому же вы должны уметь полностью расслабляться в этой позе и не ощущать в ней дискомфорта. Многие традиционные мастера йоги допускают своих учеников к пранаяме только тогда, когда они могут сидеть в лотосе 2-3 часа. Такое возможно только при очень хорошей физической подготовке.

Таким образом, тренируя тело, мы улучшаем и его физическое состояние (здоровье) готовя себя к другим практикам, и параллельно через тело влияем на сознание. Влияние на сознание происходит через воздействие на биологически активные зоны тела человека или мармы. На теле насчитывают 108 основных марм. Выполняя асаны, мы подвергаем эти зоны периодическим воздействиям по типу растяжения и сжатия, что стимулирует и активизирует их, и посылая сигнал через периферическую нервную систему в центральную (ЦНС) оказывает воздействие на последнюю, что влечет за собой изменение состояния сознания и функционирование организма. И чем сложнее и интенсивнее асана, тем сильнее воздействие на мармы, и тем глубже меняется состояние сознание и физического тела. В данном контексте мы видим, что тело выступает как весьма эффективный инструмент воздействия на сознание.

Несколько по другому обстоит дело с дыханием. В западных и отечественных ИПП дыхание играет ключевую роль. Здесь уже гораздо больше общих моментов с йогическими методами дыхания (пранаямой). И в ИПП и в пранаяме дыхание является активизатором внутренних процессов, как энергетических так и ментальных.  И там и там происходит мощная подкачка энергией. Основное отличие заключается в том, что западные дыхательные психотехники (ДПТ) вызывают очень глубокое и длительное, трансовое состояние сознания и не являются практикой на каждый день. Они могут применяться только циклами и не более предписанного количества раз в течение четко определенного промежутка времени.

Пранаяма, хоть и может вызывать глубокое измененное состояние сознания (ИСС), но оно длится не так долго и ее можно применять каждый день без ущерба для здоровья.

Есть и ещё одно существенное отличие. ДПТ может применять почти любой здоровый человек и они не требуют специальной подготовки. Пранаяма же напротив выполняется только хорошо тренированными практиками. Помимо длительности выполнения (2-3 часа) под пранаямой понимается кумбхака (задержка дыхания). Все другие виды дыхания являются подготовительными и их принято называть прана-въяямой. Но и о кумбхаке говорить можно только тогда, когда она длится не менее 2-3 минут. Тогда начинают проявляться психоделические (расширяющие сознание) эффекты. Подобную задержку невозможно выполнить без соответствующей физической подготовки.

Еще одним отличием является то, что ДПТ способствуют поднятию из бессознательног различного подавленного материала, отражающего наши проблемы как на биографическом, так и на перинатальном и трансперсональном уровнях. Пранаяма же напротив вызывает такое ИСС, которое является следствием подъёма мистической энергии кундалини. И хотя те, кто имеет большой опыт в ДПТ, часто описывают переживания схожие с ощущением пробуждения кундалини, следует отметить, что при этом не возникают феномены, которые согласно древним йогическим текстам должны сопровождать подъем кундалини. Имеются в виду проявление различных сверхспособностей или сидх, таких как левитация, телепатия или ясновидение.

Но такие эффекты даже у йогинов проявляются не слишком часто.

Если же говорить о большинстве, то  ДПТ и пранаяма имеют очень много общего и отличаются тем, что переживания возникающие при пранаяме имеют более мягкую окраску и она может практиковаться ежедневно.

Последнее о чем ещё не упоминалось - это работа УМА или состояние медитации.

Поскольку ДПТ работая с дыханием как внешней формой проявления энергии, может спонтанно вызывать состояние медитации, то в йоге это состояние достигается намеренно и оно может практиковаться как отдельно, так и в сочетании с асаной и пранаямой.

 Таким образом, если мы посмотрим на йогу как на ИПП, то мы увидим, что её методы позволяют объединять в единое целое все аспекты человеческой природы (Тело, Речь и Ум). Важным отличием является ещё и то, ДПТ мы можем применять по мере необходимости, решая поставленные перед собой локальные задачи, йога же напротив - это каждодневная и постоянная практика, напоминающая восхождение альпиниста на вершину горы. В йоге вы не имеете права остановиться, ей нельзя заниматься время от времени. Будучи ИПТ, она распространяется на всю вашу жизнь. Она объединяет не только ваши Тело, Речь и Ум, но и все ваше существо с окружающим миром. Остановка в йоге означает возврат к самому началу. Если же вы хотите использовать её только для локальных целей, то вы получите желаемое, но тренироваться придется все равно каждый день. Йога становится образом жизни и раз ступив на этот путь, у вас уже нет дороги назад. Ваша жизнь изменится и в конце вас ждет самая глобальная интеграция которая только может быть - это интеграция со всей вселенной.


 

Начало Начало / Библиотека Библиотека /  Д. Беляев «Йога как интегративная психотехнология»
© 2014 Ассоциация Трансперсональной Психологии и Психотерапии   Размер шрифта: Маленький размер шрифта fsz fsz fsz
scroll




Яндекс цитирования