Трансперсональная психология и её связь с древними духовными традициями
Термин "трансперсональная психология" имеет латинские и греческие корни. Греческое слово "психология" состоит из двух слов - "psyche", что означает душа, дух, дыхание и "logos", т.е. слово, рассуждение. Выходит, что первичное значение слова "психология" следующее: "слово души" или "слово духа". Слово "трансперсональная" происходит от латинских "trans" и "persona", т.е. "сквозь", "через" и "маска". Таким образом, изначально "трансперсональная психология" подразумевает "слово души сквозь и по ту сторону маски".
Целью трансперсональной психологии является расширение существующего психологического знания путем привнесения новых точек зрения. За счет этого человек открывает для себя пути, ведущие к внутренним источникам мудрости.
Трансперсональная психология начала оформляться как самостоятельная область исследований в конце 60-х годов в США. Основателями этого направления выступили широко известные психологи, психотерапевты и мыслители: А. Маслоу, С. Гроф, А. Уотс, Э. Сьютич, М. Мерфи, С. Криппнер и др. Трансперсональная психология имеет глубокие корни в истории культуры и религии, в мировых духовных практиках, которые научно обоснованы в классической и современной психологии. Лидерами современной трансперсональной психологии являются С. Гроф, К. Уилбер, Ч. Тарт, А. Минделл, С. Криппнер и другие, каждый из которых развивает свое направление исследований, методы и школу. В настоящее время трансперсональная психология активно влияет на общегуманитарную парадигму, особенно через интегральный подход Кена Уилбера.
Трансперсональная психология занимается исследованием предельных способностей и возможностей человека, она изучает сознание в широком спектре его проявлений: множественность состояний сознания, духовный кризис, околосмертные переживания, развитие интуиции, творчества, высшие состояния сознания, личностные ресурсы, парапсихологические феномены. Она опирается на целостное видение человека в перспективе его духовного роста, классическую и неклассическую философскую антропологию, мировые духовные традиции, а также разнообразные способы самопознания и психотерапии, такие, как медитация, холотропное дыхание, телесно-ориентированная психотерапия, многие другие техники исследования измененных состояний сознания, которые можно объединить под единым названием - интенсивные интегративные психотехнологии (ИИПТ).
Прикладное значение трансперсональной психологии состоит в том, что она предлагает новый взгляд на психическое здоровье и патологию, обеспечивая интегративный, многоаспектный подход к человеку. Трансперсональные (надличностные) переживания обладают особо мощными целительными возможностями, имеют огромное значение для творчества, эстетического и этического развития. Трансперсональный опыт - это "перешагивание" семантических полей сознания, за границами которых отсутствует система знаков, описывающих переживание человека. Именно в этот момент человек поднимается в своем восприятии над заложенными в него "призмами", через которые он видел этот иллюзорный мир.
Богатый спектр трансперсонального опыта включает также внетелесные переживания, во время которых развоплощенное сознание сохраняет способность оптического восприятия и может с различных позиций в точности наблюдать события, происходящие как в непосредственной близости, так и в отдаленных местах.
Возможны глубокие психологические прозрения, проливающие свет на нашу личную историю, на бессознательные силы, которые движут нами, на наши эмоциональные затруднения и межличностные проблемы. Большинство этих интереснейших прозрений, которые открываются в расширенных (или холотропных) состояниях, сосредоточено вокруг философских, метафизических и духовных проблем. В расширенных состояниях сознания можно пережить необычайные откровения, затрагивающие различные аспекты природы и космоса и намного превосходящие нашу образовательную и интеллектуальную подготовку.
Важнейшим источником развития трансперсональной психологии является опыт мировых духовно-религиозных традиций, внеконфессиональных древних и современных экстатических и трансцендентных психотехнологий. Согласно современному определению, трансперсональная психология является всеобъемлющей моделью развития сознания, связывающей психологические и духовные дисциплины. В этом смысле йога в целом и Кундалини-йога в частности представляет собой один из важных источников для развития трансперсональной психологии, с одной стороны. С другой стороны, многое в традиции Кундалини-йоги становится доступным современному человеку благодаря трансперсональной психологии; практику Кундалини-йоги можно рассматривать как одну из интенсивных интегративных психотехнологий.
Согласно холономной парадигме, наша психика устроена так, что, входя в разные состояния, которые являются устойчивыми местами в топологии развивающегося сознания, мы можем комфортно передвигаться в них без усилий. Каждое такое состояние связано с раскрывающимся в нем видением и знанием. В холономной парадигме реальность есть "Космическая Игра" Абсолютного сознания, подобного абсолютному принципу великих мистических традиций мира. Выживание человечества и решение им глобальных проблем в значительной степени связано с его освоением опыта холотропных состояниий.
Изучив основные черты холотропного (холономного) взгляда на реальность и человеческую психику, мы можем сделать следующий вывод: став общедоступной духовной традицией для современного человека, живущего в мире и не выходящего из него при вступлении на этот путь, Кундалини-йога приобретает вид интенсивной интегративной психотехнологии. При этом характерные черты ее (основные понятия и антропология) сохраняются, но утрачивают свою уникальность и самодовлеющий характер, вписываясь в холистическую парадигму современной интегративной психологии наряду с другими древними и современными традициями и практиками.