Психологический проект Тертон Проект Тертон
трансперсональная психология, холотропное дыхание, тренинги
sep
Мы открываем сокровища сознания
{LOGIN_FORM}
middleshadow scroll-top

Шаманские практики и интегральная психология

Перуанский шаман курандеро

 Введение

Происхождение шаманизма теряется в глубине веков. Ему, вероятно, по меньшей мере, от тридцати до сорока тысяч лет, и он своими корнями уходит в эру палеолита. Стены знаменитых пещер в Южной Франции и Северной Испании, такие как Ляско, Фон-де-Гом, Ле-Труа-Фрер, Альтамира и других расписаны красивыми изображениями животных. Большинство из них представляют собой виды, которые фактически населяли ландшафты каменного века - бизоны, дикие лошади, каменные козлы, мамонты, волки, носороги и олени. Однако, другие животные, такие как, например, "Чудесный Зверь" в пещере Ляско, являются мифическими существами и определенно имеют магическое и ритуальное назначение. В нескольких из этих пещер находятся рисунки и рельефы странных фигур, сочетающих в себе черты человека и животного, которые вне всяких сомнений представляли древних шаманов (Campbell, 1989).

Пещерная живопись доказывает, что пещеры использовались для магических, ритуальных целей. В некоторых случаях исследователям приходилось в течение нескольких часов ползти вглубь пещеры, чтобы достичь места, где можно было найти картины и соответствующие предметы для ритуалов. Возможно, что одиночество внутри этих пещер было техникой инициации, использовавшейся для исследования внутренних областей человеческого существа. Отметки на рогах оленя и костях показывают, что уже 30000 лет назад люди вели подсчет фаз луны, и позволяют говорить, что пещерные ритуалы и другие культурные практики имели сезонную или периодическую направленность.

Центральное верование шаманизма состоит в том, что существуют два мира, тесно прилегающие друг к другу, порой перекрывающиеся, но остающиеся отдельными. Это физический мир, в котором мы живем, и духовный мир, населенный силами, которые направляют и контролируют физический мир. Как обитатели "меньшего" мира, мы существуем в нем, в некотором смысле, по милости мира духовного. Его вторжение в наш мир может принести исцеление или болезнь, удачу или невезение.

Шаманы индейцев кечуа призывают духов Анд

Шаманизм, как прекрасно определил в своей книге Мирча Элиаде - это "архаичная техника экстаза" (Элиаде, 1997). В этой книге описаны все важнейшие моменты шаманской практики: это архаичная, восходящая к истокам человечества, практика гадания, целительства, путешествия в другие миры, добычи знания, социального регулирования и балансирования. Шаманизм возник до буддизма, христианства, христианства, до ислама, до митраизма, до язычества в славянском и европейском мире. Это, действительно, фундамент всех культур, проторелигия, предшествовавшая любым другим организованным формам религии.

Шаманизм или шаманство - это наша реальная история. И в каждом из нас в этом смысле существует семя этого опыта. Шаманский космос - один из самых древних слоев человеческой психики, практики, сознания, и этот слой может быть вызван к жизни, и действительно вызывается к жизни в особого рода ситуациях.

Согласно представлениям историков, этнографов, психологов, социологов шаманизм представляет собой общественное и религиозное явление. Он несет общественную «нагрузку», является важным фактором жизни общины. Шаманизм можно оценить с точки зрения техники достижения результатов - это техника экстаза, предполагающая погружение в трансовые состояния разной степени глубины. Шаманизм нельзя назвать болезнью, хотя среди шаманов встречаются больные люди. Но дар шаманизма связан, скорее, с особенностями нервной системы, ее подвижностью, сверхчувствительностью, чем с психическими заболеваниями.
Мышление шамана можно назвать архаичным, пралогичным, иррациональным. Оно отражает невыделенность из природной среды, опору на ее силы, непротиворечивость по отношению к ее «устройству». Недаром шаман прибегает к помощи постоянных «помощников» - духов Природы, земли и Неба. Можно также сказать, что шаманы - это личности, отличающиеся определенными чертами, которые в культурах современной Европы считаются признаками «призвания», профессии.
Трансперсональная психология, особенно в ее практической части - холотропной психотерапии, интегральная и процессуальная психология смыкаются с шаманскими техниками достижения целостности, то есть излечения тела, души, судьбы и т.д. Холотропная терапия - это терапия, направленная на восстановление целостности. Так же как и при применении холотропного дыхания, шаман при помощи техник экстаза, обретя способности принимать «духов», способности ясновидения, яснослышания, трансового влияния на соплеменников, он способен лечить, прежде всего «душу» человека, соединяя его с глубинными психическими пластами рода, народности, возвращая ему целостность.
Идеи терапевтического воздействия С. Грофа перекликается с практикой шаманизма. По мнению С. Грофа, психика может исцелять себя сама. Силы для этого заключены в коллективном бессознательном, проникнуть в которое можно так же как это делает шаман - через сны и транс.


Темы раздела:

Трансперсональная и интегральная психология: связь с древними духовными традициями

Взаимосвязь шаманских техник и холотропной психотерапии

Феномен шаманизма

Роль шамана

Шаманизм и целительская практика

Противостояние  шаманизма и "традиционных" религий

Опыты психодуховной смерти и возрождения


Так же Вы можете прочитать посвященные  теме шаманизма
статью Ирины Зингерман
 «Создание Ээрена-помошника»

С описанием ночного ритуала-тренинга можно познакомиться здесь

Так же рекомендуем к прочтению захватывающий и раскрывающий суть создания Ээриенов в индейской традиции, фрагмент из книги Линн Эндрюс «Шаманка»,


Начало Начало /  Шаманские практики и интегральная психология  Шаманские практики и интегральная психология
© 2014 Ассоциация Трансперсональной Психологии и Психотерапии   Размер шрифта: Маленький размер шрифта fsz fsz fsz
scroll




Яндекс цитирования