Психологический проект Тертон Проект Тертон
трансперсональная психология, холотропное дыхание, тренинги
sep
Мы открываем сокровища сознания
{LOGIN_FORM}
middleshadow scroll-top

Путь развития эго в интегральной психологии и его соотношение с путем развития духа

Эго в интегральной психологии - одно из общих названий, часто используемых для обозначения уровней развития непосредственной самости.

В интегральной психологии одно из самых значительных исследований эго - исследо­вание Джейн Левинджер. Оно было сосредоточено на развитии эго, способствовало фор­мированию точных представлений в этой области и вызвало взрыв дальнейших исследова­ний развития. Левинджер обнаружила, что развитие эго (непосредственной самости) про­ходит примерно через десять четко различимых этапов, названия которых хорошо переда­ют их содержание: аутический, симбиотический, импульсивный, самозащитный, конфор­мистский, сознательно-конформистский, совестливый, индивидуалистический, автоном­ный и интегрированный. На настоящий момент ее исследования были воспроизведены в нескольких различных культурах и продолжают получать самую широкую поддержку.

В литературе существует устойчивая путаница в отношении, например, того, утрачи­вается или сохраняется эго на более высоких уровнях развития. Большинство предста­вителей трансперсональной психологии называют высшие уровни «находящимися за пре­делами эго» или «надэгоическими», что, по-видимому, подразумевает утрату эго. Но эта путаница имеет почти полностью семантическую природу. Если под «эго» подразумева­ется исключительное отождествление с личным «Я», то эта исключительность по большей части утрачивается или прекращается при дальнейшем развитии - такое «эго» в значительной мере уничтожается (и более высокие стадии правильно именуются надэгоическими). Но если под эго имеется в виду функциональная самость, которая вступает в отношения с обычным миром, тогда такое эго определенно сохраняется (и нередко усиливается). Точно так же, если вы имеете в виду - как это делает психоанализ - что важной частью эго является его способность к отстраненному свидетельствованию, то это эго, безусловно, сохраняется (и почти всегда усиливается) - и когда Джек Энглер говорит: «Медитация увеличивает силу эго», он абсолютно прав. И если под «эго» подразумевается способность психики к интеграции, то та­кое «эго» также сохраняется и усиливается.

На каждом более высоком уровне саморазвития важные функциональные способности каждой самости сохраняются, включаются в самость этого уровня и нередко усиливаются на каждой из последовательных стадий. Всякий раз, когда центр тяжести самости про­ходит через базовый уровень Великого Гнезда, она проходит через поворотный пункт свое­го развития: сначала она отождествляется с новым уровнем, затем разотождествляет­ся с ним и превосходит его, а затем включает в себя и интегрирует этот уровень со следую­щего более высокого уровня.

Великое Гнездо характеризуется девятью базовыми уровнями (соответствующими функциональным группам:

 - сенсомоторной,

 -эмоционально-фантазменной,

 - репрезентирующему уму,

 -уму правила/роли,

 -формально-рефлексивной,

 -зрительно-логической,

 -психической (душевной),

 -тонкой,

 -каузальной / недвойственной.

Поэтому выделяется девять соответствующих поворотных пунктов развития, кото­рые проходит самость в ходе полной эволюции или развития через все Великое Гнездо на пути самости от зачатия до просветления.

Каждый раз, когда непосредственная самость входит в новую и более высокую сферу Ве­ликого Гнезда, она может делать это относительно здоровым образом - то есть, диффе­ренцируя и интегрируя элементы этого уровня. Каждый уровень Великого Гнезда имеет качественно различную архитектуру, и поэтому каждый поворотный пункт также имеет качественно различную структуру. Таким образом, постепенно рождается совокупная самость - это соединение всех самостей, которые присутствуют как ощущение бытия собой в данный момент:

- непосредственной самости (или «Я»),

- периферической самости («Я» косвенное)

- и на самых задворках осознавания - высшего Свидетеля (трансцендентальной Самости, изначального «Я», или Я-«Я»).

Все эти «Я» входят в ощущение бытия собой в данный момент, и все они важны для пони­мания развития или эволюции сознания.
Именно потому, что совокупная самость содержит в себе несколько различных пото­ков, она не демонстрирует последовательного развития. Тем не менее, современные психологические исследования убедительно показали, что, по крайней мере, один аспект самости претерпевает относительно последовательное (постадийное) раз­витие, и это - непосредственная самость. Например, Джейн Левинджер в ряде автори­тетных исследований обнаружила убедительные свидетельства того, что «эго-развитие» проходит примерно через двенадцать стадий. То, что Левинджер называет «эго-развитием», во многом сходно с тем, что Кен Уилбер обозначает как «развитие непосредственной само­сти», которое, по его мнению, находится в самом центре эволюции сознания. Именно не­посредственная самость путешествует по базовым волнам Великого Гнезда Бытия. Не­посредственная самость - это путешественник по волнам (и потокам) великой Реки Жиз­ни. Она является главным источником самоотождествления, и это самоотождествление расширяется и углубляется по мере того, как самость движется от эгоцентричной волны к социоцентричной и далее к мироцентричной и теоцентричной волнам (или от доконвенцио­нального к конвенциональному и постконвенциональному уровням общего развития) - это самоотождествление, которое переходит от материи к «оно», к эго, и к Богу.

Должно ли быть завершено психологическое развитие прежде, чем сможет начаться духовное развитие?

Прежде всего, отметим - то, что многие теоретики имеют в виду под «психологиче­ским развитием», относится к этапам личностного развития, тогда как под «духовным» они подразумевают надличностные этапы развития. Ис­пользуя эти определения и рассматривая любую линию развития, можно сказать, что пси­хологическое развитие, как правило, должно быть завершено, прежде чем может устойчиво начаться духовное развитие.

Тем не менее, - и именно этот момент ввел в заблуждение многих теоретиков - по­скольку сами линии развития могут развертываться относительно независимо, индивид может находиться на высоком уровне духовного развития, и вместе с тем находиться на низком уровне личностного или психологического развития на других линиях. Таким об­разом, даже хотя духовное развитие на любой данной линии может начаться только по­сле психологического, тем не менее, все виды духовного развития могут иметь место до, во время или после всех видов психологического развития именно потому, что сами линии относительно независимы друг от друга. Из чего следует, что общее психологическое развитие не обязательно должно завершиться, прежде чем может начаться какое-либо духовное развитие.

Если подразумевать под духовностью пиковые переживания, то они могут происходить в любое время и в любом месте, так что завершение общего психологического развития для них тоже не обязательно. Но в той мере, в какой эти состояния становятся устойчивы­ми признаками, они также с необходимостью будут входить в поток развития и плыть в его течениях по волнам великой Реки Жизни.


Начало Начало / йога йога / Сравнение пути развития эго с путем развития духа в интегральной психологии  Сравнение пути развития эго с путем развития духа в интегральной психологии
© 2014 Ассоциация Трансперсональной Психологии и Психотерапии   Размер шрифта: Маленький размер шрифта fsz fsz fsz
scroll




Яндекс цитирования