Психологический проект Тертон Проект Тертон
трансперсональная психология, холотропное дыхание, тренинги
sep
Мы открываем сокровища сознания
{LOGIN_FORM}
middleshadow scroll-top

Понятия «дух» и «духовное развитие» в интегральной психологии

Вопрос о том, что есть дух и духовность, имеет целый спектр возможных ответов. Очень часто происходит подмена понятий: то, что является личностным ростом, препод­носится в качестве духовного развития. Платон и Аристотель определяют дух как чисто идеальную силу, формирующую, но не создающую хаотическую материю. Высшая форма духа - ум, мыслящий сам себя, то есть самоосознающее мышление.

Средневековые теологи Ансельм, Фома Аквинский отождествляют ум с Богом, где Бог есть дух. Они видят в Боге личность, которая творит материальный мир. Духовность в этом смысле - аспект взаимоотношений с Богом.

В парадигме интегративной психологии сознание имеет "слоистую" структуру. На его поверхности лежит личностный уровень, или персональный, глубже - надличностный, или трансперсональный, связанный в том числе с нашим коллективным бессознательным, а еще глубже - «потоковый», или уровень нашей связи с нуминозным - божественным. То есть, если «копать» сквозь личностный уровень, сквозь архетипический слой сознания, мы попадаем в потоковый слой, уровень нашего воплощения как проявленной части Абсолю­та. Именно поэтому духовный путь часто начинается с преобразования личности. Все, что делается для личностного развития, является предпосылкой к духовности. Но духовность предполагает целостное развитие человека. Человек должен быть здоров физически, ду­шевно, и социально.

Далее мы сосредоточимся на рассмотрении пути развития духовности, как оно пред­ставлено в интегративной психологии (Основным источником здесь будет книга Кена Уилбера «Интегральная психология. Со­знание, Дух, Психология, Терапия». М.: Издательство АСТ; Издательство Института трансперсональной психологии; Издательство К. Кравчука, 2004).

Развитие сознания охватывает весь спектр от доличностного к личностному и надлич­ностному, от подсознательного к самосознанию и сверхсознательному, от Оно к Эго и Духу. Структуры сознания, некоторые аспекты которых могут быть бессознательными, включают в себя тело, ум, душу и дух.

Хьюстон Смит (Huston Smith), Артур Лавджой (Lovejoy), Ананда Кумарасвами (Coomaraswamy) и другие исследователи великих мировых духовных традиций, концен­трированная мудрость которых была названа вечной философией, указывали, что в основе ее лежит представление о том, что реальность состоит из различных уровней существова­ния - уровней бытия и познания, простирающихся от материи к телу, разуму, душе и духу. Каждый вышележащий уровень превосходит, но включает в себя все нижележащие, так что это концепция целых внутри целых внутри целых до бесконечности, восходящих от грязи к Божественности.

Другими словами, эта «Великая Цепь Бытия» на самом деле представляет собой «Великое Гнездо Бытия», где каждое более высокое измерение охватывает и включает в себя все бо­лее низкие, подобно последовательности концентрических окружностей или сфер.

В течение последних трех тысяч лет или около того, среди представителей вечной фило­софии существовало почти единодушное и межкультурное согласие в отношении общих уровней Великого Гнезда, хотя конкретное число этих уровней могло быть весьма разным. Некоторые традиции различали только три основных Уровня или сферы (тело, ра­зум и дух - или материальное, тонкое и каузальное). Другие выделяют пять уровней (материя, тело, разум, душа и дух), третьи насчитывают семь (например, семь чакр). И в большинстве традиций, кроме того, существует очень сложное расщепление этих уровней, нередко достигающее 12, 30 и даже 108 подуровней бытия и познания, которые можно об­наружить в этом необычайно богатом Космосе.

Но с самого начала следует отдавать себе отчет в том, что эти уровни и подуровни, о которых говорят вечные мудрецы, не являются продуктом метафизического рассуждения или изощренной абстрактной философии. В действительности, они почти во всех отноше­ниях представляют собой модификации непосредственных эмпирических реалий, от чув­ственного опыта до ментального и духовного опыта. Эти «уровни» Великого Гнезда про­сто отражают весь спектр бытия и сознания, доступный для непосредственного эмпириче­ского раскрытия - от подсознания до самосознания и сверхсознания. Более того, откры­тия этих волн с годами проходили проверку и становились общепризнанными в сообще­стве. Где бы они ни проявлялись, они часто очень похожи, порой - почти тождественны, и этот факт просто говорит нам, что мы живем в структурированном Космосе, и эти уди­вительные структуры могут быть - и были - замечены проницательными людьми в по­чти каждой культуре.

Каждое более высокое измерение в Великом Гнезде - от материи до тела, разума, души и духа - превосходит и включает в себя все предыдущие, так что живые тела пре­восходят, но включают в себя неорганическую материю, разумы превосходят, но включа­ют в себя живые тела своих носителей, просветленные души превосходит, но включают в себя концептуальные умы, а сияющий дух превосходит и включает в себя абсолютно все. Таким образом, дух - это самая высочайшая (чисто трансцендентная) волна и вездесу­щая (чисто имманентная) основа всех волн, выходящая за пределы Всего, и включающая в себя Все. Великое Гнездо - это многомерная сеть любви - эрос, каруна, майтри - как бы ее ни называть, она не оставляет ни одного уголка Космоса не затронутым забо­той или чуждым тайнам благодати.

Эта мысль столь же важна, сколь часто о ней забывают - Дух полностью трансцен­дентен и полностью имманентен. Если мы вообще хотим пытаться концептуализировать Дух, нам следует, по крайней мере, стараться принимать во внимание оба этих аспекта. Это показано на рис. 1, где наивысшая сфера представляет трансцендентный дух (слово «дух» в данном случае пишется со строчной буквы, чтобы показать, что это всего лишь один уровень среди других уровней, пусть и самый высший), а сама бумага, на которой выполнен этот рисунок, представляет имманентный Дух, или Основу, равно присущую всем уровням (в данном случае, «Дух» с заглавной буквы, чтобы показать, что с ним не­льзя сравнить ничто другое). Патриархальные религии, как правило, акцентируют транс­цендентальный, «потусторонний» аспект духа; а матриархальные, неоязыческие религии склонны подчеркивать полностью имманентный или «посюсторонний» аспект Духа. Каж­дый из них важен, и в подлинно интегральном мировоззрении должно найтись достаточно места для них обоих.

Таким образом, понятие «дух» в интегральной психологии -­ одновременно бесформен­ная основа и недвойственное единство всех других уровней сознания.

Великое Гнездо Бытия в самой своей основе - это простирающееся от материи к уму и к духу огромное пространство развития, в котором разно­образные потенциальные возможности развертываются, становясь актуальными.

Один из самых трудных вопросов состоит в том, обязательно ли сама духовность раз­вивается поэтапно. Ответ на этот вопрос в значительной степени зависит от того, как мы определяем «духовность». Существует по меньшей мере пять разных определений, два из которых, судя по всему, предполагают наличие этапов, а остальные три - нет. Все они представляются вполне правомерными значениями слова «духовность», однако абсолют­но необходимо уточнять, что имеется в виду в каждом случае. По существу они, может быть, представляют собой пять очень важных аспектов общего феномена, который мы на­зываем «духовностью», и все заслуживают быть в той или иной степени включенными в любую интегральную модель.

Вот эти пять общепринятых определений:

1). Духовность связана с высшими уровнями любых линий развития.

2). Духовность - это общая совокупность высших уровней всех линий развития.

3). Духовность сама представляет собой отдельную линию развития.

4). Духовность - это определенное отношение (такое, как открытость или любовь), ко­торое вы можете иметь на любом этапе развития.

5) Духовность, в основном, связана с пиковыми переживаниями, а не с этапами разви­тия.

Рассмотрим последовательно представления о развитии духовности, соответствую­щие названным пяти определениям.

1. Духовность связана с высшими уровнями любых линий развития. Согласно этому определению, «духовность», в сущности, означает надличностные, надрациональные уровни любой из линий - такие, как наши высшие когнитив­ные способности (например, интуиция), наиболее развитые аффекты (например, надличностная любовь), высшие моральные устремления (например, транс­цендентальное сострадание ко всем существам), наиболее развитая самость (надличностная Самость, или сверхиндивидуальный Свидетель), и так далее. В этом смысле, духовность (или данный конкретный аспект духовности) определенно развивает­ся последовательно или поэтапно.

Это очень распространенное определение, отражающее те аспекты духовности, кото­рые олицетворяют самые высшие способности, самые благородные мотивы, самые луч­шие устремления - дальние горизонты человеческой природы; вершину эволюции, ее передний край - все, что указывает на высшие уровни любых линий развития.

2. Духовность - это общая совокупность высших уровней линий развития. Это опре­деление сходно с предыдущим, но имеет слегка иной (но важный) оттенок. Оно подчерки­вает тот факт, что хотя индивидуальные линии развертываются иерархически, для общей совокупности высших этапов этих линий такое поэтапное развитие не характерно. Подоб­но «общему развитию» и «общему развитию самости», «общее духовное развитие» не яв­ляется поэтапным. Другими словами, духовный путь каждого человека носит радикально индивидуальный и уникальный характер, даже хотя развитие каких-то конкретных способностей может происходить в четко определенной последовательности.

3. Духовность сама представляет собой отдельную линию развития. Очевидно, что в данном случае для духовного развития должно быть характерно определенное поэтапное развертывание, поскольку линия развития, по определению, соответствует последователь­ному развитию. Некоторые аспекты духовности претерпевают последовательное или поэтап­ное развитие. Сюда относится большинство западных и восточных медитативных систем (в том числе, и кундалини-йога). Аспекты духовности демонстрируют последовательное развитие (хотя, опять же, это не исключает отступлений назад, спиралей, временных скач­ков вперед или пиковых переживаний любого из главных состояний).

Обширная работа Даниэла П. Брауна, посвященная межкультурным этапам медитатив­ного развития, заслуживает особого упоминания как самое тщательное и утонченное ис­следование, которым мы располагаем на сегодняшний день. Он и его соавтор Джек Эн­глер обнаружили, что основные духовные традиции представляют развертывание медита­тивного опыта как поэтапную модель: например, Махамудра из тибетского буддизма ма­хаяны; Вишуддхимагга из буддизма Теравады (пали) и йога-сутры из традиции индуизма. Эти модели достаточно сходны, чтобы предполагать лежащую в их основе общую инвари­антную последовательность этапов, несмотря на огромные культурные и лингвистиче­ские различия, а также различия в стилях практики... Результаты исследований позволяют сделать обоснованное предположение, что этапы медитации, фактически, представляют собой межкультурный и универсально применимый феномен (при глубинном, а не поверхностном анализе).

«Высшая Йога Тантра», которая, наряду с Дзогчен, считается высочайшим из учений Будды, обладает непревзойденным пониманием удивительной взаимосвязи между состоя­ниями сознания и телесными энергиями. Согласно этому учению, для того чтобы подчи­нить себе ум, человек должен попутно овладеть тонкими телесными энергиями. Эта йога представляет собой утонченную систему использования тонких энергий на любом этапе развития, включая просветленное состояние Ясного Света Пустоты. Высшая Йога Тантра описывает эту общую эволюцию в виде совершенно четких этапов, возникновение каж­дого из которых сопровождается очень характерным феноменологическим признаком.

Разумеется, между буддийскими и индуистскими понятиями есть определенное сходство в глубинных чертах и важные различия в поверхностных чертах

Одна из основных трудностей принятия поэтапной концепции состоит в том, что хотя большинство людей, в действительности, проходят через последовательные этапы разви­тия способностей, они редко переживают что-либо по виду или по ощущению похожее на этап. В их собственном непосредственном опыте понятие «этапов» или «стадий» лишено какого бы то ни было смысла. Проходя через определенную стадию развития, люди в дей­ствительности не испытывают ничего такого, что говорило бы им, что они миновали важ­нейший поворотный пункт.

Так же обстоит дело и с любыми этапами. Мы замечаем их только отстраняясь от нере­флексивного переживания, сравнивая свой опыт с опытом других людей и выясняя, есть ли в нем какие-либо общие шаблоны. Если эти общие шаблоны совпадают во множестве разных условий, у нас есть основания предполагать наличие различных этапов. Но во всех случаях эти этапы являются результатом непосредственного анализа и исследования, а не абстрактного философствования. И в том, что касается духовного опыта, все великие традиции мудрости обнаружили, что некоторые очень важные духовные способности развиваются в соответствии с поэтапной моделью - не в фиксированной и единообраз­ной последовательности, но как развертывающиеся волны все более тонких пережива­ний.

Эвелин Андерхилл (Underhill), чья книга «Мистицизм», остающаяся во многом непревзойденным объяс­нением западных мистических и созерцательных традиций, выделяет в запад­ном мистицизме три обобщенных иерархических этапа (с многочисленными промежуточ­ными этапами), называя их природным мистицизмом (горизонтальное расширение созна­ния, охватывающее поток жизни), метафизическим мистицизмом (достигающим кульми­нации в бесформенном прекращении) и божественным мистицизмом (который она подразделяет на этапы темной ночи и единения). Эти этапы духовности имеют очень важное значение, обнаруживаются ли они на Западе или на Востоке, на Севере или на Юге, и без них никакое описание духовности не может считаться полным.

4. Духовность - это определенное отношение (такое, как открытость или любовь), которое вы можете иметь на любом этапе развития. Это, вероятно, самое распростра­ненное и популярное определение. Тем не менее, его оказалось очень трудно сформулиро­вать логически непротиворечивым образом. Мы не можем уверенно утверждать, что необ­ходимым отношением является любовь, так как согласно большинству исследований, лю­бовь, как правило, сама претерпевает развитие.

В отношении понятия «открытость» снова возникает вопрос: появляется ли способ­ность к открытости полностью сформированной или развивается? И насколько «откры­тым» может быть индивид на раннем этапе развития личности, или самости?

Таким образом, это вполне правомерное определение, однако до сих пор его редко уда­валось сформулировать непротиворечивым образом.

5. Духовность, в основном, связана с пиковыми переживаниями, а не с этапами разви­тия. Во многих случаях это, безусловно, верно, и для пиковых переживаний (или изме­ненных состояний сознания) обычно не характерно развитие или поэтапное развертыва­ние. Они носят временный, преходящий характер. Кроме того, состояния, в отличие от структур, по большей части, несовместимы друг с другом. Вы не можете быть пьяным и трезвым одновременно (что полностью отличается от структур, которые включают в себя друг друга и могут сосуществовать: клетки могут суще­ствовать наряду с молекулами, включая их в себя - именно поэтому рост и развитие происходят с помощью структур, а не состояний, хотя последние важны сами по себе и могут непосредственно воздействовать на развитие). Следовательно, если определять ду­ховность как пиковое переживание, это не предполагает поэтапного развертывания.

Однако при более подробном анализе пиковых переживаний можно обнаружить, что они обычно включают в себя преходящий опыт психической, тонкой, каузальной и недвойственной сфер, интерпретируемый посредством архаических, мифиче­ских или рациональных структур - а каждая из этих структур претерпевает поэтапное развитие.

Это важное определение духовности показывает, что практически на любой стадии раз­вития возможны преходящие пиковые переживания надличностных областей. Однако,  временные состояния могут превращаться в устойчивые реализации, которые становятся развивающимися структурами. Вероятен механизм такого преобразования: самость интегрирует  временное переживание, порождая  холистиче­скую структуру.

Итак, не для всего, что мы можем правомерно назвать «духовностью», характерно поэтапное развитие. Тем не менее, при более внимательном рассмотрении оказывается, что многие аспекты духовности включают в себя один или несколько аспектов, претерпе­вающих развитие. Это относится к высшим уровням различных линий развития, а также к духовности, понимаемой как отдельная линия развития. Однако для пиковых пережива­ний поэтапное развитие не типично, хотя как для структур, испытывающих пиковые пере­живания, так и для сфер, которые в них переживаются, характерно развитие, если в ре­зультате этих пиковых переживаний обретаются постоянные реализации.

Обладает ли «духовность» поэтапным развитием? Это, опять-таки, зависит от того, как мы определяем этот термин. Если духовность определяется как отдельная линия развития, ответом будет «нет» (поскольку духовное развитие происходит параллельно психологическому развитию, а не на его основе). Если духовность определяется как пиковые переживания, ответом также будет «нет» (посколь­ку пиковые переживания могут иметь место в любое время). Однако в остальных случаях дело обстоит несколько сложнее.

Вывод

Представление о развитии духовности и ее развитии в Кундалини-йоге вернее всего попадает в третье определение интегральной психологии, в котором духовность представляет собой отдельную линию развития. В этом случае для духовного развития должно быть характерно определенное поэтапное развертывание, что не исключает отступлений назад, спиралей, временных скачков вперед или пиковых переживаний любо­го из главных состояний, не исключает также и наличия отдельных линий развития, при­сутствия в парадигме кундалини-йоги  и четырех других представлений о духовности. Та­ким образом, парадигма кундалини-йоги и парадигма интегративной психологии являют­ся, по меньшей мере, пересекающимися, а по большей мере - идентичными друг другу.


Начало Начало / йога йога / «Духовное развитие» в интегральной психологии «Духовное развитие» в интегральной психологии
© 2014 Ассоциация Трансперсональной Психологии и Психотерапии   Размер шрифта: Маленький размер шрифта fsz fsz fsz
scroll




Яндекс цитирования